Подвижные игры для инвалидов после ампутации верхних и нижних конечностей с элементами футбола, баскетбола и волейбола

Ампутация конечностей Просмотров: 29766

Подвижные игрыПодвижные игры для лиц с дефектами верхних конечностей.
Подвижные игры для лиц с дефектами верхних конечностей можно условно разделить на две группы.

В первую входят игры, содержание которых предусматривает участие одной или обеих верхних конечностей в осуществлении движений. Это подвижные игры с различными предметами, например с мячом или летающей тарелкой. В них могут принимать участие инвалиды после ампутации кисти и предплечья с использованием протезов или без них. Вторая группа объединяет подвижные игры, направленные на использование функций нижних конечностей: игры с ходьбой, бегом, прыжками, с элементами футбола, баскетбола и другие, где содержание не требует участия верхних конечностей.

Подвижные игры для лиц с дефектами нижних конечностей

Подвижные игры для лиц с ампутационными дефектами нижних конечностей также разделяются на две группы: игры для лиц с дефектами голени или бедра с использованием костылей; игры для лиц с дефектами голеней, бедер, или бедра и голени.


«Защита укрепления»

Цель: развитие точности движений, скорости и зрительного восприятия, сосредоточенности и концентрации внимания, способности к отмериванию расстояния до предметов.

Инвентарь: тумба, футбольные мячи.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу на расстоянии двух шагов перед начерченной на полу окружностью. В центре круга находится укрепление и водящий. У игроков футбольные мячи. По сигналу играющие ударом ногой по мячу стараются сбить укрепление, которое защищает водящий. Игрок, которому удается сбить укрепление, меняется местами с защитником. В заключение отмечаются лучшие защитники, которые дольше других обороняли укрепление.

Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Игрокам запрещается при ударах переходить линию круга. Защитнику запрещается держать укрепление. Если укрепление сдвинуто с места, но не упало, защитник продолжает его оборонят!). Если защитник собьет укрепление, на его место идет игрок, у которого в этот момент находится мяч.


«Попади в мяч»

Цель: развитие способности к дифференцированию силовых и временных параметров движений, скорости и точности зри-

тельного восприятия, способности к отмериванию расстояния до предметов.

Инвентарь: баскетбольный мяч, футбольные мячи.

Инструкция. Посередине площадки находится баскетбольный мяч. Играющие делятся на две команды и строятся перед чертой в две шеренги на противоположных сторонах площадки на расстоянии 14-16 м. По сигналу игроки выполняют удары по футбольному мячу, стараясь попасть в баскетбольный мяч. Игроки другой команды собирают мячи и тоже по сигналу выполняют удары. Побеждает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.

Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Удары выполняются только по сигналу. Преждевременные удары не засчитываются. Если баскетбольный мяч отскочит в сторону, его возвращают на прежнее место. При ударе нельзя заступать за черту.

Вариант: игроки выполняют удары по мячу, который медленно катится поперек площадки.


«Ногой и головой через сетку»

Цель: развитие скорости и точности принятия решения, быстроты двигательной реакции, ловкости, способности различать предметы в зоне периферического зрения.

Инвентарь: волейбольная сетка, футбольные мячи.

Инструкция. Две команды располагаются с разных сторон сетки высотой 1,5-2 м. По свистку игрок одной из команд отбивает мяч на половину соперника. Игроки противоположной команды должны переправить его обратно через сетку не более чем тремя ударами головой или ногой. Если одна из команд допустит ошибку, игра останавливается. Команда, допустившая ошибку, получает штрафное очко. Со сменой подачи игроки перемещаются но площадке по часовой стрелке. Счет ведется по правилам волейбола.

Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Запрещается дважды касаться мяча одному игроку. касаться мяча руками, касаться сетки. Допускается двойное касание мячом пола.

Вариант: игру можно проводить одновременно двумя мячами, а также с надувным мячом.


«Салки с футбольным мячом»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, скорости принятия решения, точности движений, скорости зрительного восприятия.

Инвентарь: футбольные мячи.

Инструкция. По сигналу водящий (салка) старается догнать одного из игроков. Игроки, передвигаясь по площадке, передакл мяч друг другу. Задача заключается в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий. В этом случае игрока, владеющего мячом, салить нельзя. Если водящий коснулся мяча ногой или завладел им, его сменяет игрок, который выполнил неточную передачу.

Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Игрок, по вине которого мяч вышел за пределы площадки, становится водящим.

Вариант: игру можно проводить одновременно двумя мячами.


«Мяч в центр»

Цель: развитие скорости и точности зрительного восприятия, сосредоточенности и концентрации внимания, точности движений.

Инвентарь: футбольные мячи.

Инструкция. Две команды по 6-8 человек располагаются по кругу на расстоянии одного шага. Играющие в круге рассчитываются по порядку номеров. Первые номера встают в центр круга с футбольным мячом. По сигналу игрок в круге ногой передает мяч второму номеру, получает мяч обратно, затем передает третьему номеру, снова получает обратно и т.д. Когда игрок в центре круга получит мяч от последнего, он передает его второму игроку и меняется с ним местами. Второй номер выполняет то же самое, что и первый. Игра заканчивается, когда все игроки побывают в центре круга. Побеждает команда, первой закончившая игру.

Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Передавать мяч можно только низом, заранее установленным способом, в строгой последовательности в соответствии с номерами.


«Передал - садись»

Цель: развитие точности движений, способности к отмериванию расстояния до предметов, дифференцированию мышечных усилий.

Инвентарь: футбольные мячи.

Инструкция. Играющие разделены на две команды и стоят в колоннах по одному параллельно друг другу. Напротив команды на расстоянии 6-8 шагов располагается капитан с мячом в руках. По сигналу капитан набрасывает мяч первому игроку колонны, который возвращает его обратно ударом головой, после чего принимает положение упор присев. Затем капитан набрасывает мяч второму игроку и т.д. Игра заканчивается, когда последний игрок возвращает мяч капитану и бежит на его место, а капитан вновь становится во главе колонны. Побеждает команда, закончившая передачи мяча первой и не нарушившая правил.

Методические указания. Игра осуществляется на костылях или на протезах. Передача мяча выполняется серединой лба.


«Метко в цель»

Цель: развитие способности к дифференцированию силовых и временных параметров движений, скорости и точности зрительного восприятия,способности к отмериванию расстояния до предметов.

Инвентарь: кегли или надувшие мячи, футбольные мячи.

Инструкция. Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся кегли или надувные мячи. Играющие делятся на две команды и располагаются в шеренгах за чертой напротив друг друга. По сигналу игроки одной команды выполняют удар по мячу ногой низом, стараясь сбить кегли. Подсчитываются сбитые кегли. Игроки другой команды подбирают мячи и выполняют то же задание. Подсчитываются сбитые кегли. Игра продолжается 4-6 раз. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество кеглей.


«Живая корзина»

Цель: развитие точности и улучшение координации движений.

Количество игроков: 5-6.

Инвентарь: баскетбольные мячи, табуретка.

Инструкция. Если нет баскетбольных щитов, игра может проходить по упрощенным правилам. Площадка размечается условно, вместо щита и баскетбольной корзины на возвышении (табуретке) стоит игрок. Его задача заключается в том, чтобы не сходя с места поймать брошенный ему мяч. Игра ведется по упрощенным правилам баскетбола (без аутов). Продолжительность игры - два тайма по 5 минут.

Методические указания. Каждый из играющих по очереди становится «живой корзиной». Выигрывает тот, кто сумеет поймать больше мячей.


«Встречная эстафета»

Цель: развитие точности и быстроты движений.

Количество игроков: 8-16.

Инвентарь: два мяча.

Инструкция. Игроки каждой команды делятся на две группы и строятся в две колонны лицом друг к другу на расстоянии 12-14 м. У направляющих рядом стоящих колонн - по мячу. По команде направляющие выполняют ведение мячей к противоположным колоннам, обойдя колонну сзади против часовой стрелки, игроки подводят мячи к началу колонны, передают направляющему, а сами становятся в конец колонны. Выигрывает команда, быстрее поменявшаяся местами в колоннах и правильно выполнившая задание.

Методические указания. За допущенные ошибки игрокам могу i начисляться штрафные очки, влияющие на общий результат игры.


«Мяч в воздухе»

Цель: развитие внимания, координации и точности движений.

Количество игроков: 6-15.

Инвентарь: два-три мяча.

Инструкция. Игроки делятся на две-три команды, и каждый становится в свой круг. Но сигналу начинается передача мяча (заранее обусловленным способом) в любом направлении. Игрок, допустивший ошибку, покидает круг. Игра продолжается до тех пор, когда в круге останется один человек, который считается победителем в своей команде. Затем победители каждой команды играют между собой, выявляя чемпиона.

Вариант: игроки не выбывают, а за ошибки командам, которые они представляют, начисляют штрафные очки. Выигрывает команда, у которой сумма штрафных очков меньше.

Методические указания. Игра большой интенсивности, педагогу (инструктору) следует быть особо внимательным.


«Мяч капитану»

Цель: развитие координации, точности движений, внимания.

Количество игроков: 8-16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция. Игроки делятся на команды и выстраиваются в три колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 4-5 м стоит капитан, который поочередно посылает мяч игрокам своей команды. После обратной передачи игрок идет в конец колонны. Побеждает команда, игроки которой дольше продержат мяч в воздухе.

Вариант: игроки становятся в круг, а капитан в центр круга. Все передачи идут через капитана. Выигрывает команда, которая сделает меньше ошибок в течение 3 минут.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.


«Попади в квадрат»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности и комбинаторики движений.

Количество игроков: 8-16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция, Игроки каждой команды выстраиваются на лицевых линиях волейбольной площадки, которая с обеих сторон разделена на квадраты. В каждом квадрате - цифра, обозначающая количество очков, начисляемое за попадание в этот квадрат. Первый игрок называет цифру и делает верхнюю (нижнюю) прямую подачу. Если мяч приземлился точно в указанном квадрате, игроку начисляется соответствующее количество очков; если мяч попал в другой квадрат, из названного игроком числа вычитается два очка. Если при подаче игрок сделал ошибку (мяч задел сетку, ушел за пределы площадки, игрок переступил линию подачи и т.п.), то очки не начисляются.

Методические указания. Итоги подводятся после того, как все игроки побывали в роли подающего. Сумма очков определяет победителя.


«Не урони шарик»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности, комбинаторики движений.

Количество игроков: 8-16.

Инвентарь: надувные шарики по числу игроков.

Инструкция. Играющие с надувными шариками в руках двумя командами размещаются на площадке. По сигналу ведущего игроки начинают передачу над собой, перемещаясь по своей площадке. При этом они могут передавать шарик партнерам но команде. Задача обеих команд - не допустить, чтобы шарик коснулся пола и вышел за пределы площадки. Игра продолжается 3-5 минут. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.

Методические указания. Игра проводится на волейбольной площадке.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с. Глава 3. Коррекция стресса после ампутации конечностей. 3.3. Методические особенности коррекции стресса после ампутации конечностей. 3.3.3. Спортивные и подвижные игры. С.180-185.

Печать