Атрибуция ответственности и проблема психологического приспособления

Заключение индивидуума об управляемости ситуацией в значительной степени связано с понятием контроля. Стремление к контролю ситуации можно рассматривать как одну из наиболее важных поведенческих характеристик.

Умение управлять собственной жизнью обеспечивает индивиду определенную степень независимости от социальной и биологической реальности. Люди стремятся ощущать свой контроль над ситуацией даже тогда, когда ее исход очевидным образом определяет случай.

Локус контроля

«Локус контроля» –– понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам (атрибуция ответственности). В первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера (1954) выделялись лишь два типа локуса контроля –– интернальный и экстернальный, которые рассматривались как глобальные характеристики личности.

Теория Дж. Роттера относится к классу теории "ожидаемой пользы", то есть в ней утверждается, что поведение человека определяется тем, как он оценивает возможность достичь желаемого результата. Предполагается, в частности, что индивиды с интернальным локусом контроля ведут себя целенаправленно и последовательно, тщательно собирают необходимую для успешных действий информацию, упорно преодолевают трудности и склонны соблюдать социальные нормы.

В других шкалах (К. Уоллстоп) экстернальность измерялась с помощью двух шкал: "Приписывание контроля другим людям" и "Приписывание контроля судьбе". Кроме того, в эмпирических исследованиях было показано, что тип локуса контроля зависит и от конкретной ситуации.

В адрес данной концепции было высказано много критических замечаний, связанных, прежде всего, с противопоставлением внутренних и внешних причин без их дополнительного уточнения, а также с высокой социальной желательностью интернального локуса контроля, что может исказить и ответы испытуемых, и их интерпретацию.

Наряду с внешним и внутренним типом атрибуции ответственности, предлагалось учитывать такие параметры, как стабильность/изменчивость причин, возможность предвидеть результат действий, намерения индивида. К стабильным причинам относятся субъективно оцениваемая трудность задания и способности человека, а к изменчивым — старание и случай.

Несмотря на это, определение типа атрибуции ответственности как внутреннего еще не позволяет ответить на вопрос о том, почему человек пришел к такому выводу, и с помощью каких механизмов осуществляется контроль. Обыденное понимание силы и уверенности значительно отличается от научной трактовки этих терминов.

Многие люди считают, что способность управлять эмоциями, желаниями и непосредственными побуждениями является одной из наиболее важных характеристик сильной личности. Как правило, чтобы достичь ощущения контроля, в подобных случаях они прибегают к подавлению спонтанных побуждений за счет мышечных усилий. Поэтому для более точной оценки влияния воспринимаемого контроля на поведение необходимо учитывать методы, с помощью которых он устанавливается и поддерживается. Часто субъективно воспринимаемый контроль достигается за счет действий, опасных для самого индивида, за счет подавления других людей или открытого противодействия всем социальным нормам. При этом, чем меньше у человека возможностей реально управлять ситуацией, тем больше вероятность подобного поведения.

Имеются некоторые эмпирические основания для того, чтобы считать лиц с выраженной интернальной атрибуцией ответственности нонконформистами, активно сопротивляющимися любому влиянию. С целью установления контроля человек может активно воздействовать на ситуацию, пытаясь изменить ее в том случае, если она его не устраивает, однако эффективность подобного поведения зависит от способности индивида дифференцировать ситуации, подвластные его контролю, от ситуаций, которые не могут быть изменены.

Таким образом, речь идет скорее об оптимальном соотношение интернальности-экстернальности и о параметрах данной конкретной ситуации, в которой для приспособления индивидуума будет эффективной интернальность или экстернальность.

Воспринимаемый контроль

В настоящее время все более часто вместо термина локус контроля используется термин "воспринимаемый контроль". В этом последнем понятии можно выделить по меньшей мере два компонента:

а) согласованность поведения и его последствий. Отражает субъективную оценку вероятности того, что действия приведут к желаемому результату;

б) компетентность, то есть способность осуществить такие действия.

Согласованность и компетентность являются важным условием психологического благополучия и удовлетворенности жизнью.

Теория выученной беспомощности М. Селигмана описывает негативное влияние на поведение, психическое и физическое здоровье человека тех стрессовых ситуаций, в которых индивид не может установить связь между своими действиями и изменением окружающей обстановки. В ситуации, в которой оказывается пациент со атональной травмой, очень много неопределенности не только для пациента и его родственников, по и для медицинского персонала. Связь между ограниченными травмой действиями пациента и прогнозом восстановления функций при восстановительном лечении часто совершенно не очевидна.

Состояние выученной беспомощности по своим характеристикам близко к хронической депрессии, оно выражается не только в пассивности, по и в угнетении физиологических функций.

Важно также умение предсказывать результат, учитывая не только персональный контроль, но и внешнюю ситуацию.

Наибольшее значение имеет уверенность человека в возможности достижения цели. Осознание своей ответственности важно в том случае, когда желаемый результат может достигаться за счет активных действий, за счет приложения значительных усилий.

В тех ситуациях, когда результат не определяется личным поведением человека, воспринимаемый контроль нежелателен. Нужно понимать, что и в теории Дж. Роттера, и в других подобных теориях речь идет именно о воспринимаемом контроле.

Атрибуция ответственности у пациентов со спинальной травмой в значительной степени была связана с их психологическим состоянием. Высокая интернальность в области здоровья свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Человек с низким показателем, считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Такое распределение ответственности впрямую влияет на активность пациента при восстановительном лечении последствий спинальной травмы и прямо коррелирует с психологическим статусом пациента.

Chung с соавторами [123] исследовал локус контроля у 60 пациентов со спинальной травмой и у 60 здоровых лиц. Пациенты, которые имели посттравматическое стрессовое расстройство (для диагностики использовали Posttraumatic Stress Disorder Checklist, General Health Questionnaire-28 — GHQ-28, Multidimensional Health Locus of Control — MHLC) обнаружили не только больший уровень тревоги, депрессии, соматических проблем и социальной дисфункции, но и значительно более выраженный внешний локус контроля. Похожие данные приведены в работе Shadish с соавторами, [371], где также подтверждается связь между экстернальностью и эмоциональным дистрессом.

Диагностику экстернальности-интернальности авторы рассматривают как основу для выработки более эффективного копипг-поведения, поскольку, люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы.

По мнению Boshen с соавторами локус контроля является хорошим фактором прогноза качества жизни, продуктивности, повседневной активности и удовлетворенности социальной интеграцией [99].

Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы. Самара, 2011. С. 85-88.