Весь организм здорового или больного человека, отдельные органы его и системы, в частности органы кровообращения, постоянно реагируют на различные раздражения, поступающие из окружающего и внутреннего мира. При этом формируются приспособительные реакции, которые в определенный момент бывают полезными для отдельных органов и для организма в целом, а затем могут превращаться в патологические и требовать коррекции.
Функциональные системы организма, согласно П.К. Анохину, образуются на молекулярном, гомеостатическом и поведенческом уровне, как взаимодействие элементов в достижении общих полезных результатов для систем и органов. В каждом отдельном элементе функциональной системы проявляются свойства и состояния конечного приспособительного результата, полезного для организма.
Многочисленные потоки нервных сигналов и специальных информационных молекул (олигопептиды, иммунные белковые комплексы, жирные кислоты, простагландины и др.) все время информируют мозг о состоянии разных тканей и происходящих в них метаболических изменениях. Распространяясь из мозга, нервные сигналы и информационные молекулы оказывают, в свою очередь, регулирующие влияния на тканевые процессы. Информация, таким образом, все время циркулирует в динамической организации различных функциональных систем — от потребности к ее удовлетворению.
Вследствие взаимодействия функциональных систем организма любое заболевание всегда сопровождается изменениями в других органах и соматических структурах.
Патологические изменения в одном органе способствуют появлению изменений в функционально связанных с ним органах и тканях, преимущественно иннервируемых одними и теми же сегментами спинного мозга. В зоне иннервации сегмента выявляют области кожной гипералгезии, мышечное напряжение, болезненность надкостницы, нарушение движения в соответствующем сегменте позвоночника. Однако рефлекторное воздействие не ограничивается одним-единственным сегментом. Патологические изменения могут появляться в соматических и висцеральных структурах, иннервируемых из других сегментов спинного мозга.
На уровне сегмента спинного мозга может происходить интрасегментарная обработка ноцицептивного сигнала. В результате активации полимодальных клеток возможны перетоки болевых сигналов на нейроны различного назначения — моторные, вегетативные и др. В результате этого устанавливаются функциональные связи: висцеро-моторные, дермато-моторные, дерма-то-висцеральные, висцеро-висцеральные, моторно-висцеральные — часто имеющие патологический характер. Кроме того, афферентные сигналы,поступающие в центральную нервную систему из очага поражения, могут оказывать более генерализованные реакции за счет нарушения нейрогумо-ральной регуляции.
Висцеро-соматические отношения, учитывая взаимосвязи различных функциональных систем организма, могут быть представлены механизмами нерефлекторного и рефлекторного взаимодействия.
Следствие нерефлекторного висцеро-соматического взаимодействия - дестабилизация механизмов обработки сенсорных сигналов на входе в сегментарный аппарат, ирритация нейрогенных групп заднего рога спинного мозга и возбуждение сенсорных каналов кожи, связок, мышц, фасций. В результате формируются зоны гипералгезии (зоны Захарьина—Геда) в соответствующем дерматоме, миотоме, склеротоме. Боль обычно не интенсивная, основана на метамерном соответствии пораженного органа и других структур, локализуется в области одного метамера, не сопровождается локальным гипертонусом миофасциальных структур. Она существует короткий отрезок времени, после чего исчезает, либо трансформируется в боль, имеющую рефлекторный механизм, который в свою очередь является базой формирования миофасциальных триггерных точек.
К рефлекторным механизмам висцеро-соматического взаимодействия относятся висцеро-моторные, висцеро-склеротомные, висцеро-дерматомные и моторно-висцеральные взаимодействия.
Висцеро-моторные взаимовлияния при острых заболеваниях внутренних органов сопровождаются формированием интенсивного ноцицептивного афферентного потока и мышечного дефанса.
Хроническая патология внутренних органов отличается минимальным ноцицептивным афферентным потоком и формированием миофасциального гипертонуса, при котором имеется локализованная болезненность различной интенсивности, местное уплотнение мышцы (особенно в тонической пара-вертебральной мускулатуре).
При висцеро-склеротомном взаимодействии склеротомные триггерные механизмы формируются в результате рефлекторного процесса в фасциях, связках, надкостнице. Эти изменения образуются медленнее, чем в мышцах.
Моторно-висцеральное взаимодействие осуществляется благодаря перетоку информации от опорно-двигательного аппарата к внутреннему органу. При этом формируется проприоцептивное взаимодействие в пределах сегмента (через гуморальную, эндокринную и нервную системы), далее — в ретикулярной формации ствола головного мозга, в лимбической системе, в гипоталамусе и др. Поскольку афферентные входы строго сегментированы, а выход «рассеян» (мультипликация афферентов), то дисфункция трофических вегетативных центров сказывается на значительной области.
Анатомические соотношения сегментов спинного мозга, дерматомов, мышц и внутренних органов дают основание предполагать, что определенные участки поверхности тела (кожа, подкожная клетчатка, мышцы, соединительная ткань), при посредстве нервной системы, связаны с определенными внутренними органами. Поэтому во всякий патологический процесс на поверхности тела включается и соответствующий внутренний орган. И наоборот: при всяком поражении внутреннего органа в процессе принимают участие и покровные ткани, соответствующие определенному сегменту, устранение патологических изменений в которых необходимо для повышения эффективности лечения.
Мышечная система обладает высокой реактивностью и реагирует на любые внешние и внутренние раздражители прежде всего напряжением, за которым следуют изменения тонуса связочного аппарата, фасций, кожи. Коррекцию этих патологических изменений осуществляют с помощью физических упражнений и массажа. Выбор методики массажа, видов физических упражнений, интенсивности нагрузки зависит от функционального состояния пациента, патологических морфологических и физиологических изменений, характерных для данного заболевания, а также от биохимических процессов в организме, протекающих при выполнении физических тренировок.