Особенности двигательных нарушений неслышащих и слабослышащих школьников

Произвольные движения относятся к числу наиболее сложных психических функций   человека. Они представляют собой сложную, иерархически   организованную   функциональную   систему,   включающую много уровней и подуровней. Поражение нижних отделов центральной нервной системы влечет за собой нарушение элементарных движений, высших отделов   сложных двигательных   актов,  требующих  активности вестибулярного аппарата. Таким образом, у детей с различной степенью нарушения слуха наибольшие сложности возникают при выполнении сложных, тонкодифференцированных координационных заданий.

Недостатки произвольной регуляции движений отрицательно сказываются на результатах выполнения упражнений, основным условием которых является четкость произвольной регуляции движений (метания   в цель, упражнения на равновесие, подвижные и   спортивные игры с меняющимися ситуациями).

В связи с этим, особую актуальность при занятиях физической культурой со   слабослышащими и неслышащими школьниками приобретает развитие координационных способностей. При этом следует отметить, что если правильно подобрать слуховой аппарат, а это можно сделать, например, в центре коррекции слуха Симерекс, степень тугоухости у слабослышащих школьников можно значительно уменьшить.

Под влиянием занятий физической культурой и спортом улучшается функционирование вестибулярного аппарата. Это связано с концентрацией возбуждения в соответствующих   участках ЦНС и сопровождается уменьшением вегетативных и соматических рефлексов, возникающих при раздражении   вестибулярного   аппарата.

По мнению В.П. Шульпиной (2007), в дыхательной системе у школьников с различной степенью нарушения слуха проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с произвольными движениями, что затрудняет процесс нормального формирования двигательных функций.

У школьников с полной или частичной потерей слуха существуют проблемы механизмов компенсации утраченных сенсорных функций. При этом причины этого процесса «не конституциональные и органические, заключающиеся в особенном каком-либо уточнении строения органа или его нервных путей, а функциональные, сводящиеся к длительному использованию данного органа в иных целях, чем это бывает у нормальных» (Л.С. Выготский, 1983).

Особенности развития компенсаторного процесса исследовались в различных условиях деятельности при сенсорной депривации. Однако сложные перестройки в функциональном состоянии анализаторных систем, возможности реорганизации внутри самого анализатора и взаимоотношения между разными сенсорными системами изучены с психофункциональных позиций лишь в единичных случаях (Н.И. Букун, 1986).

Некоторые авторы отмечают недостаточно точную координацию и неуверенность движений неслышащих школьников, что проявляется в замедленном овладении двигательными   навыками,   относительно   низком уровне развития пространственной ориентации у неслышащих школьников, а также в замедленном по сравнению со здоровыми темпе выполнения отдельных движений и всей деятельности в целом.

По мнению многих исследователей (А.С. Самыличев, 1985; А.А. Дмитриев, 1991; Е.С. Черник, 1991; И.Н. Ляхова, 1992; В.М. Мозговой, 1993;А.В. Романенко, 1997; Я.В. Крет, 2002), самые выраженные нарушения у неслышащих детей отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др.

Л.В. Шапкова (2002) считает, наиболее типичными двигательными расстройствами, характерными в разной степени для детей, имеющих отклонения в функционировании слухового анализатора: сниженную двигательную активность, обусловленную тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями; нарушение физического развития; нарушение координационных способностей и, как следствие, нарушение локомоторной деятельности (движений, составляющих основу жизнедеятельности).

При поражении слуха у детей также весьма заметно проявляются особенности возрастной динамики физического развития и двигательной сферы. Даже если дети с нарушением слуха по физическим показателям отстают от нормы незначительно, то более существенные отклонения у них отмечаются в развитии координационных способностей — равновесии, двигательной реакции, ориентации в пространстве, ритме движений (Н.А. Pay, 1961; Е.И. Соловьева, 1986; Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991 и др.).

Н.Г. Байкина, B.C. Багрин, А.В. Касьян (1983) отмечают, что по показателям быстроты неслышащие, занимающиеся физкультурой, в отдельных случаях достигают и даже превышают уровень здоровых школьников, не занимающихся спортом. Под влиянием занятий при точном их выполнении быстрота движений рук у неслышащих не только достигает (у девочек), но и превышает (у юношей) эти величины у здоровых школьников. Результаты этих исследований в последующем были подтверждены данными В.А. Рябичева (1994).

По данным А.О. Костаняна (1963), И.Н. Ляховой (1992), неслышащие при выполнении движений со сложной   координацией тратили на них значительно больше времени, чем здоровые школьники. Проводимые И.Н. Ляховой   (1992)   обучающие   уроки   по   гимнастике с неслышащими школьниками   7-9   лет   позволили   существенно   увеличить   показатели, характеризующие способность к ориентировке в пространстве. А.П. Розова (1986)   объясняет замедленность   движений   у   неслышащих   школьников недостатками объема обратной связной информации.

А.О. Костанян (1963), Н.Г. Байкина (1971), В.В. Кудряшов (1978), Н.С. Бессарабов (1979), И.Н. Ляхова (1992) при сравнительном изучении неслышащих и здоровых детей в процессе формирования движений с предметами, связанных с ориентацией в пространстве, выявили, что неслышащие дети способны быстро усваивать предлагаемые им варианты движений при специальной системе обучения, включающей серии подготовительных упражнений.

Таким образом, исследователи отмечали особенности двигательной деятельности неслышащих детей, зависящие от потери слуха, недостаточности речевой деятельности, уменьшения объема информации из-за патологии слухового анализатора, от состояния и развития двигательного анализатора, а также от степени функциональной активности вестибулярного анализатора. Вместе с тем, осуществленный в этом направлении научный поиск позволил специалистам по теории и методике адаптивной физической культуры внести значительный вклад в эту проблему, раскрыть значение двигательной активности и физических упражнений для коррекции двигательной сферы детей, имеющих различную степень нарушения слуха.

Губарева Н.В.