В настоящее время, согласно Стандартам Диагностики и Лечения эректильной дисфункции Американской Урологической Ассоциации 2005 г. (29) и Европейской Ассоциации Урологов 2006 г. (172), фаллопротезирование является терапией эректильной дисфункции третьей линии или наиболее инвазивным хирургическим методом лечения- расстройств эрекции.
Он применяется у тех пациентов с эректильной дисфункцией, у которых все менее инвазивные методы,лечения оказались недостаточно эффективными, а также у пациентов, изначально выбирающих фаллопротезирование как предпочтительный для них вариант лечения.
Фаллопротезирование является с одной стороны радикальным, а с другой стороны «завершающим» методом лечения эректильной дисфункции, так как после него разрушаются, пещеристые тела полового члена и эрекция, в дальнейшем сможет обеспечиваться только искусственным путем, с помощью фаллопротеза (25).
Интересно, что фаллопротезы стали первым методом лечения, который в руках урологов с высокой эффективностью помогал восстанавливать нарушенную эрекцию. До появления фаллопротезирование как метода лечения, большая часть больных с эректильной дисфункцией направлялась к психотерапевтам или психиатрам, лечение у которых было длительным и далеко не всегда эффективным (146, 155,159, 181).
В настоящее время выпускается и имплантируется с использованием новых технологий в медицине три группы фаллопротезов:
- гидравлические фаллопротезы с управляемой ригидностью (ГФУР),
- полужесткие фаллопротезы (ПФП),
- мягкие силиконовые.
Наиболее распространены первые две группы, как обеспечивающие наиболее натуральную эрекцию и положение полового члена в состоянии покоя.
ГФУР могут быть двухкомпонентными (парные цилиндры-резервуары для имплантации кавернозные пространства + помпа) и трехкомпонентными (цилиндры для интракавернозной имплантации + резервуар + помпа).
ПФП изготавливаются на базе многожильного стержня из серебряной проволоки (AMS - 600, 650; Mentor AcuForm или Genesis) или шарнирной конструкции, обеспечивающих удержание полового члена в желаемом положении (AMS Dura II).
В целом ГФУР обладают большей физиологической идентичностью, чем ПФР, т.к. обеспечивают более естественную эрекцию и состояние покоя пениса, когда он находится в размягченном висячем состоянии.
Имплантация ПФР значительно проще, чем ГФУР, которые помимо интракавернозно устанавливаемых цилиндров, требуют имплантации резервуара обычно в предпузырное (Ретциево) пространство и помпы в мошонку. Особых навыков требует все чаще имеющая место в последние годы, осложненная имплантация фаллопротезов на фоне таких состояний как кавернозный фиброз или протезная инфекция. Использование современных технических приемов и инструментов позволяют успешно имплантировать фаллопротезы на фоне даже весьма тяжелого кавернозного фиброза и осуществлять одномоментную замену инфицированных фаллопротезов, что позволяет избежать дальнейшего рубцевания кавернозных тел и уменьшения размеров полового члена (113, 123, 126, 178).
Наиболее тяжелым и опасным осложнением фаллопротезирования по-прежнему является протезная инфекция, частота которой колеблется от 0,6-0,9% (43) до 50% (180) случаев фаллопротезирования в различных группах пациентов. Остальные осложнения, такие как миграция, перфорация и эрозия протеза (чаще всего в дистальной части полового члена через головку или через ладьевидную ямку уретры), укорочение и деформации полового члена (SST-деформация) и особенно механические неполадки фаллопротезов (в основном ГФУР), встречаются в последние годы значительно реже (179).
До 1998 года, когда проявился первый ФДЭ-5 ингибитор (Силденафила цитрат) во всем мире имплантировалось около 30 000 фаллопротезов ежегодно. Сразу после появления этого препарата и с началом активной рекламной компании, продажи фаллопротезов упали почти вдвое. Через 2 года после внедрения силденафила цитрата исследователи отметили, что частота имплантаций фаллопротезов осталась столь же низкой, однако тяжесть эректильной дисфункции и сложность операций у больных, которым имплантировались фаллопротезы, значительно возросли (161). Шестью годами позже внедрения Виагры и с появлением еще двух новых ФДЭ-5 ингибиторов (тада-лафил, варденафил) частота имплантаций и объем продаж фаллопротезов стали существенно выше уровня до 1998 года. Это объясняется тем, что наличие эффективных пероральных препаратов для лечения эректильной дисфункции и их массированная реклама (в 2005 году рекламный бюджет продвижения данных препаратов составил 450 миллионов долларов США), распространение информации с помощью Интернета привлекли к лечению эректильной дисфункции значительно большее число пациентов, чем когда-либо ранее. Это в свою очередь, привело к увеличению обращаемости пациентов с тяжелыми формами эректильной дисфункции, которым- показана имплантация фаллопротезов.
Другой причиной роста частоты фаллопротезирования является возросшая информированность пациентов о значительно большей эффективности этого метода лечения по сравнению, с таблетированными препаратами, ИКТ и вакуум-констрикторными устройствами, что было показано в результате проведенного в США исследования (143). Другие авторы подтверждают эти данные и отмечают в своих работах высокую удовлетворенность пациентов и их партнерш, на уровне 87-97%, что значительно выше показателей удовлетворенности пациентов, применявших любой другой метод лечения эректильной дисфункции (50, 96, 116).
Таким образом, фаллопротезирование в XXI веке обрело новую жизнь и стало ведущим методом-лечения тяжелых форм органической эректильной дисфункции, обладающим максимальной эффективностью. Однако, высокие результаты фаллопротезирования доступны только относительно небольшому числу урологов, специализирующихся в протезной и реконструктивной хирургии мужских половых органов. Так в США лишь менее 7% практикующих урологов имплантируют один или более фаллопротезов в год и всего не более 50 имплантируют 4 и более фаллопротеза в месяц (73). Данная тенденция говорит о том, что протезная хирургия в урологии стала субспециальностью, требующей определенных специальных знаний и навыков (в США в 2006 г. создана Ассоциация Урологических Протезирующих Хирургов).
Освоение этой субспециальности все большим числом урологов позволит десяткам тысяч больных с так называемой органной недостаточной полового члена получить квалифицированную помощь, избавиться от эректильной дисфункции и восстановить нормальную сексуальную активность.
Живов А.В. Оценка влияния лечения эректильной дисфункции на качество жизни больных. М., 2007.