При клинико-психопатологическом обследовании больных с корешковым синдромом в 55% (121 пациент) наблюдений были выявлены устойчивые изменения в психоэмоциональной сфере. В целом для контингента характерны снижение настроения, угнетенность, склонность к повышенным опасениям в плане прогноза заболевания.
При всей общности психопатологических феноменов, в группе можно выделить два характерных типа расстройств - с ведущим аффективным компонентом (в 23,1% наблюдений - 51 пациент) и астеническим симптомокомплексом (31,8% - 70 больных).
У 10,4% (23 обследуемых) при дегенеративных заболеваниях и травмах позвоночника с длительностью заболевания до 1,5 лет преимущественно с рефлекторно-мышечной симптоматикой, в клинической картине значительное место занимала тревога, внутренняя напряженность, с нерезкими депрессивными тенденциями. В 5% (11 наблюдений) при длительном течении заболевания, отмечалось формирование депрессивных реакций, проявляющихся подавленным настроением, элементами интеллектуальной и моторной заторможенности, либо в виде скрытой депрессии. Большинство (40% -87 больных) с тревожными реакциями предъявляли жалобы на умеренную выраженность болевых ощущений, пациенты же с депрессивными реакциями отмечали высокую интенсивность алгий. При этом прослеживались затруднения в сенсорной оценки боли и невозможность ее четкого описания.
Типичный профиль МИЛ пациентов с тревожными реакциями характеризовался ведущим пиком по II (в пределах 70 Т-баллов) и менее выраженным — по VII шкале (рис. 4.9), что доказывало утверждение об опасениях за свое здоровье. Близкий тип профиля, отмечался при депрессивной симптоматике: подъем по II (выше 80 Т-баллов) и VII -VIII шкалам, при снижении IX шкалы отражал психастенический тип реагирования, с преувеличением тяжести состояния и элементами «умственной жвачки», при этом наблюдались более выраженные пики.
Рис. 4.9. Профиль МИЛ П-та Г. 37 лет с аффективными реакциями на фоне корешкового синдрома: I - при тревожных; II - при депрессивных реакциях. По оси абсцисс - шкалы МИЛ, по оси ординат - их выраженность в Т-баллах.
Представленные данные коррелировали с результатами анализа теста САН: если для пациентов с тревожными реакциями было характерно умеренное снижение показателей «самочувствия», то у больных с депрессивными реакциями, при сходном соотношении шкал, отмечалось значительное их падение (рис. 4.10).
Рис. 4.10. Типичный профиль САН П-та С, 35 лет с аффективными реакциями на фоне корешкового синдрома. I и II - варианты профиля. По оси абсцисс - шкалы САН; по оси ординат - их выраженность в условных единицах.
В 41,8% (92 пациента) на фоне клинических проявлений корешкового синдрома прослеживались различные фазы астении, проявляющиеся расстройствами в виде раздражительной слабости (ирритации и быстрого спада эмоционально-волевого контроля) и соматопсихических проявлений, в том числе и непереносимости обыденных нагрузок.
У больных с длительностью заболевания не более 3-4 лет и кратковременности последнего обострения (до 2- недель), выявляемые повышенная утомляемость и раздражительность являются отражением «эмоциональной напряженности». Эти пациенты предъявляли жалобы на боль умеренного характера, оперируя ограниченным набором терминов при ее сенсорной характеристике, эмоционально оценивая алгический компонент чаще как «раздражающий», «мешающий».
Выявляемый графически умеренный подъем по I шкале профиля МИЛ о «сверхконтроле» за своим состоянием. У 14,1% пациентов отмечался выраженный пик по VI шкале (рис. 4.11).
Рис. 4.11. Профиль МИЛ Б-го Н., 34 лет с нерезкими астеническими реакциями на фоне корешкового синдрома. I и II - варианты профиля. По оси абсцисс - шкалы МИЛ, по оси ординат - их выраженность в Т-баллах.
Данный тип профиля свидетельствовал о склонности к невротическим реакциям и определялся не столько соматическими причинами, сколько личностными особенностями - ригидностью установок, повышенным самоконтролем, тревожной мнительностью. При оценке САН в группе выявлено умеренное падение «самочувствия» и «активности» (рис. 4.12).
Рис. 4.12.Типичный профиль САН Б-го К., 39 лет с нерезкими астеническими реакциями на фоне корешкового синдрома. I и II -варианты профиля. По оси абсцисс - шкалы САН; по оси ординат - их выраженность в условных единицах.
В 10,3% пациентов, при длительном течении заболевания и частыми обострениями (2-4 раза в год), астенические проявления приобретали выраженную ипохондрическую окраску. Этот тип психопатологического реагирования характерен особенно у больных с корешковым синдромом по типу радикулоишемии, если появляются симптомы нарушения функции тазовых органов. Данные расстройства проявляются в виде противоречивого сочетания сдержанности и раздражительности, постоянной напряженностью, утрированной озабоченности своим состоянием. У ряда этих больных, основываясь на анамнестических данных, можно было предполагать наличие преморбидных особенностей, приближающихся к астеноневротическому и психо-астеническому вариантам профиля - с элементами повышенной утомляемости, склонности к ипохондричности. В данной группе около 2/3 больных в период реабилитации предъявляли жалобы на боль выраженного характера, тщательно подбирая ее сенсорные характеристики в различных алгических зонах, нередко используя дополнительную информацию при их графической регистрации.
Отмечаемый, в этом случае, пик профиля МИЛ по I шкале (выше 80 Т-баллов) и менее выраженный подъем по VI - VIII шкалам отражали сосредоточенность на соматических жалобах и проявление эмоционального стрессирования - по отношению вспомогательных шкал. Вариантом профиля у больных при наличии рефлекторных синдромов являлось резкое падение (на фоне высокого расположения I и 0 шкал) VII-IX показателей, указывающее на внутреннюю, эмоциональную напряженность (рис. 4.13).
Рис. 4.13. Профиль МИЛ Б-го М, 45 лет с астеноипохондрическими реакциями (I и II - варианты профиля) и истерическим (III) синдромом на фоне радикулопатий. По оси абсцисс - шкалы МИЛ, по оси ординат - их выраженность в Т-баллах.
Для пациентов этой группы характерно снижение всех показателей САН, в большей степени - «активности», при устойчивой напряженности параллельно с «активностью» снижалось и «самочувствие» (рис. 4.14).
Рис. 4.14. Типичный профиль САН Б-го Т., 37 лет с астеноипохондрическими реакциями (I и II - варианты профиля) и истерическим (III) синдромом на фоне радикулопатий. По оси абсцисс - шкалы САН, по оси ординат - их выраженность в условных единицах.
В 21,6% пациентов прослеживалась «завершенная патологическая организация» астении - с формированием истероипохондрического синдрома, выявляемые элементы эгоцентризма, демонстративность сочеталась с требованием повышенного внимания к себе, эмоциональными нарушениями в виде страхов или пониженного настроения, как правило, неглубокими, и выраженной ипохондризацией. При длительном течении болезни продолжительность последнего обострения колебалась от 1,5 до 2,5 месяцев; жалобы на боль выраженного характера, чаще не соответствовали клинической симптоматики и поведению больных.
Типичный профиль МИЛ в этом случае характеризовался ведущим подъемом по I и III шкалам (выше 80 Т-баллов) с формированием конверсионного V и выраженным пиком по VIII шкале, свидетельствуя о наличии ипохондрии в форме эмоциональной неустойчивости, а также преувеличении тяжести состояния (рис. 4.13). Анализ теста САН подтвердил эту тенденцию равномерным снижением «самочувствия» и «настроения» при достаточно высоких цифрах «активности» (рис. 4.14).
В целом, оценивая структуру психопатологических расстройств, при дегенеративных заболеваниях и травмах позвоночника, следует отметить характерную астенизацию и ипохондризацию больных, выраженность и вариации проявлений которых зависит от тяжести и длительности заболевания больного.
Шатрова В.П. Лечение и реабилитация больных с травмами и заболеваниями позвоночника. - М., 2012.