Проблема медицинской реабилитации в гинекологии и акушерстве в настоящее время более актуальна, чем в прошлом. В современной неблагоприятной экологической, экономической, социальной, психологической ситуации для гинекологических больных и беременных характерны:
- полиморбидность — множественность болезней (преимущественно экстрагенитальных);
- снижение приспособительных реакций к негативным влияниям внешней среды;
- эмоциональная лабильность;
- несбалансированность питания, гиподинамия и, как следствие двух последних факторов, — избыточная масса тела.
В таких условиях особо своевременно и справедливо звучит известная народная мудрость: «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками», которая является нетрадиционным, но самым объективным и потому убедительным доказательством необходимости реабилитационных мероприятий.
Cодержание реабилитационных мероприятий в гинекологии и акушерстве является предметом дискуссии. Отсутствует согласованность в толковании самого понятия реабилитации и неоднородность практических (организационных, лечебных и др.) мероприятий, проводимых с целью восстановления здоровья женщин, перенесших гинекологические заболевания (особенно потребовавшие хирургического лечения), осложнения беременности и родов. В частности, под реабилитацией понимают долечивание в условиях женских консультаций и поликлиник после окончания основных лечебных мероприятий в стационаре или систему хирургического лечения, включая предоперационную подготовку.
Некоторые исследователи основную цель видят в реабилитации определенных систем организма — эндокринной, репродуктивной. При всей практической значимости этих вопросов представления авторов о реабилитации, с нашей точки зрения, несколько сужены, поскольку реабилитационные мероприятия имеют целью восстановление всех нарушенных функций организма, адаптацию к социальным условиям, в том числе и к трудовым процессам. Авторы ряда публикаций полагают, что в число реабилитационных мероприятий входит весь лечебный процесс, начиная с первых проявлений заболевания и до полного восстановления здоровья. Однако эта концепция, не лишенная некоторой теоретической основы, практически не оправдана, поскольку лечение и реабилитация решают не аналогичные задачи, используя для единой конечной цели разные средства и методы воздействия на организм.
Лечебные и реабилитационные мероприятия могут иметь даже противоположную направленность, обусловленную характером патологического процесса. Например, лечение воспалительных заболеваний половых органов в острой (подострой) стадии основано на применении преимущественно антибактериальных и иных лекарственных препаратов при соблюдении покоя. При остаточных проявлениях этих же болезней, например в виде нарушения сократительной активности маточных труб, обусловливающего бесплодие, реабилитационные мероприятия включают в основном немедикаментозные методы, в том числе противопоказанные в острой (подострой) стадии — лечебно-гимнастические упражнения с акцентом на малый таз, электрическую стимуляцию маточных труб и др.
От традиционного лечения реабилитация в гинекологии и акушерстве отличается также требованием выработки личностных качеств больной, помогающих оптимальному приспособлению женщины к социальной среде. Мы постоянно убеждаемся в справедливости принципа, по которому лечение направлено на настоящее, реабилитация адресуется к будущему.
Как разноречивость научных публикаций, так и клиническая практика свидетельствуют о необходимости уточнения понятия реабилитации применительно к акушерско-гинекологическойпомощи. Профессиональные, социальные, экономические аспекты реабилитации связаны с деятельностью профсоюзной и других организаций, с которыми врач должен работать в тесном деловом контакте.
Реабилитационные мероприятия, входящие в компетенцию и круг служебных обязанностей акушера-гинеколога, являются лечебно-восстановительными (предупреждение рецидивов, устранение всех вторично возникших функциональных расстройств и др.), поэтому для характеристики их сущности мы считаем наиболее приемлемым термин «восстановительное лечение». Оно представляет собой наиболее важный компонент медицинской реабилитации, осуществляемой наряду с акушером-гинекологом клиницистами иного профиля (внутренние болезни, лечебная физкультура, физиотерапия и т. д.), другими специалистами, среди которых значительная роль принадлежит психологу. Это обусловлено особым значением активации «человеческого фактора», так как разработка и назначение даже самого рационального варианта восстановительной терапии не гарантируют ее обязательной реализации больными. Они нередко недооценивают значение таких воздействий и относятся к ним скептически.
Поэтому в практической работе врачу важно сразу же оценить желание женщины сотрудничать с ним при выполнении его назначений. Активация «человеческого фактора» особенно важна для женщин, не заинтересованных в беременности, так как субъективно ощущаемые признаки положительного влияния восстановительной терапии мог отсутствовать, а транспортные, бытовые и другие личные проблемы нередко значительно затрудняют и даже ограничивают возможность длительного лечения.
При решении вопроса о показаниях к восстановительной терапии необходимо учитывать, что так называемое клиническое выздоровление может наступить раньше полного кли-нико-анатомического выздоровления, особенно при использовании современных лекарственных средств. Требуют совершенствования критерии оценки результативности лечебно-восстановительных мероприятий. Критерий симптоматического улучшения, нередко единственно доступный в практике, не является надежным при определении непосредственной и отдаленной эффективности восстановительного лечения.
Необходимо учитывать объективные показатели, характеризующие функционирование регулирующих и репродуктивной систем женщин, а также степень ее социальной адаптации и трудоспособности, добиваясь, чтобы этот показатель имел стабильный характер. В настоящее время оценка результатов восстановительной терапии во многих случаях должна включать данные эргономического анализа, проведенного до и после реализации всех врачебных назначений.
В практической деятельности акушера-гинеколога нередко трудно вычленить те действия, которые имеют отношение именно к восстановительному, а не традиционно осуществляемому лечению. Действительно, со строго формальных позиций лечение бесплодия, обусловленного ановуляцией, является восстановлением репродуктивной функции, но действия врача в этом случае могут не отличаться от тех, которые он бы предпринял в подобной клинической ситуации у женщины, не желающей иметь ребенка. Другим примером служит хронический сальпингоофорит (сальпингит) в период ремиссии при наличии непроходимости (облитерации, окклюзии) маточных труб: принципы, тактика и большинство методов лечения будут совпадать как при необходимости излечения бесплодия (т. е. восстановления репродуктивной функции), так и в случае отсутствия у женщин такого желания.
Поэтому в данной главе представлены только те разделы, в которых (за редким исключением) наиболее полно проявляются клинические особенности, присущие именно восстановительному лечению. Наш выбор субъективен, но он основан на 25-летнем опыте отделения физических методов лечения со стационаром дневного пребывания Научного центра акушерства, гинекологии и пери-натологии РАМН, полученном при изучении вопросов восстановительного лечения в гинекологии и акушерстве совместно с другими подразделениями данного учреждения и кафедрой акушерства и гинекологии II лечебного факультета ММА им. И. М. Сеченова.
Представлены только те рекомендации по восстановительному лечению, высокая клиническая результативность которых установлена автором и сотрудниками руководимого им коллектива. Преднамеренно отсутствуют сведения, не имеющие своеобразной специфичности,присущей восстановительной терапии (лечение хронического воспаления придатков матки, нарушений менструального цикла).
Медицинская реабилитация / Под ред. В. М. Боголюбова. Книга III, 2010.
Гл. 14. Медицинская реабилитация в гинекологии и акушерстве
(В.М. Стругацкий). С. 265-267.