Психоэмоциональное состояние женщин при бесплодии

В современных условиях прогрессирующего ухудшения репродуктивного здоровья и неблагоприятной демографической ситуации в стране, проблема женской фертильности признана одним из приоритетных клинических и социальных направлений. Уникальность изучаемой патологии заключается в одновременном возникновении нарушений репродуктивной системы, психологического статуса, социального функционирования личности, что подчеркивается многими авторами.

Ученые и практики, занимающиеся вопросами репродукции, констатируют, что успех восстановления репродуктивной функции заключается в проведении адекватного алгоритма обследования, выделении клинической формы заболевания с учетом генеза сочетанных нарушений, индивидуально подобранной и патогенетически обоснованной терапией, а также своевременным использованием методов ВРТ. Установлено также, что бесплодная женщина нуждается в психологической помощи в течение всего периода обследования и лечения инфертильности. Вышеперечисленные наработки имеют определенные успехи, однако, как показывает анализ доступной литературы, программы обеспечивающей комплексное медико-психологическое решение проблемы женского бесплодия с интеграцией медицинского, психологического и социального аспектов лечения до проведения настоящих исследований не использовалось.

Целью данного исследования явилась разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности медико-психологической помощи и улучшение качества жизни женщин, страдающих бесплодием.

Под наблюдением находилось 156 бесплодных супружеских пар фертильного возраста, обратившихся за медицинской помощью в БАГК КГМУ. В результате обследования в основную клиническую группу вошли 125 инфертильных женщин со следующими критериями отбора: нормальная (абсолютная) фертильность супруга (нормозооспермия); положительная биологическая совместимость; отсутствие соматических или психических заболеваний, в том числе инфекционных и онкологических.

возрастные заболевания женщинЭффективность использованной нами комплексной программы-терапии женского бесплодия изучалась на основе ретроспективного анализа историй болезни 75 инфертильных пациенток, пролеченных в клинике до 1999 года без использования психокоррекции - первая контрольная группа.

С целью сравнения психосоциального состояния и определения личностных особенностей бесплодных пациенток, а также разработки системы прогнозирования бесплодия во вторую группу контроля (100 человек) были отобраны женщины из супружеских пар с сохраненной репродуктивной функцией, родившие здоровыми не менее одного ребенка.

При анализе анамнестического материала клинико-лабораторного обследования пациенток были получены, результаты, подтверждающие сообщения специалистов, указывающих, что состояние репродуктивной системы бесплодных женщин отличается достоверным преобладанием гинекологической патологии, которая в основном сопутствуют или способствуют развитию симптомокомплекса бесплодия.

По нашим данным в основной группе и в первой группе контроля ведущее место занимали воспалительные заболевания женской половой сферы (80,8 и 78,7%), в фертильной группе - 46,0% (р<0;05), а также нарушения менструального цикла (57,3 и 38,0% соответственно)(см. рисунок).

Социально-экономическое положение в большинстве своем бесплодные: женщины расценивают как удовлетворительное, причем с увеличением периода инфертильности этот показатель возрос до 100;0%, а в группе вторичного бесплодия, во временном промежутке от 1 до 3 лет имеет место негативный регистр - 9,1% (р<0,05). Основная- масса пациенток считают климат в семье удовлетворительным, женщины высказываются об ощущенииподдержки   со стороны близких и отсутствии конфликтных семейных отношений.

Изучение влияния бесплодия на профессиональную деятельность женщин выявило, что при вторичном бесплодии данный показатель стабилен, однако при первичном - прослеживаются изменения в зависимости от продолжительности заболевания. Оценка самочувствия как причины проблем на работе по параметру «иногда» выявила сильную положительную корреляцию (r=0,96), а по параметру «никогда» сильную отрицательную корреляцию (r=-0,93).

При длительности бесплодия 1-3 года влияние болезни на работоспособность большинством пациенток отвергается, резко усугубляется положение к 7-9 годам, что согласуется с данными других авторов. Н.В. Дейнека (2001), называя этот период кризисным, отмечает, что в это время наблюдается усиление признаков дезадаптации, связанными с возрастными ограничениями для рождения ребёнка, появляются идеи самообвинения за упущенное время, за несвоевременно обращение к врачу.

Именно в этот период происходит наиболее глубокое погружение в заболевание, закрепление идентификации с образом «больного» человека и упрочнение определённого образа жизни.

При первичном бесплодии определяется умеренная (r=0,45) корреляция этого показателя по отношению к длительности бесплодия, а при вторичном — средняя (r=0,59).

Косвенно глубину погружения в забоевание отражают данные о количестве домохозяек в зависимости от продолжительности инфертильности: 1-3 года - 25,0 и 18,2%; 4-6 лет - 37,5 и 20,0%; 7-9 лет - 60,0 и 66,7%; более 10 лет - 37,5 и 25,0% (при первичном и вторичном бесплодии соответственно).

Показатели указывают на отток пациентов из активной жизни. В группе первичного бесплодия на этапе 7-9 лет, где 60,0% неработающих женщин, 100,0% считают, что заболевание оказывает влияние на работоспособность. При этом статус домохозяек не обусловлен материальными возможностями семьи, которые все пациентки расценивают только как удовлетворительное.

Почти все бесплодные женщины считают инфертильность причиной неполноценности жизни в целом. В то же время в группе вторичного бесплодия после 10 лет заболевания пациентки не столь категоричны, что согласуется и с данными других исследователей.

По мнению Н.В. Дейнека (2001), при длительности бесплодия более 10 лет у части пациенток (7,6%) появлялись признаки адаптации к бесплодию. Женщины смирялись с мыслью о бесплодии, в качестве компенсаторной реакции добивались успехов в профессиональной деятельности, если и продолжали лечение, то для того, чтобы «не о чем было жалеть», «сделать всё возможное» и так далее. Несмотря на то, что эти пациентки и продолжали сожалеть об отсутствии детей, они в той или иной степени уже представляли своё будущее, жизнь не казалась им уже такой безрадостной и бессмысленной. В нашем исследовании по этому параметру в группе с первичным бесплодием отмечена сильная положительная корреляция (r=0,77), в группе со вторичным бесплодием сильная отрицательная корреляция (r=-0,96).

Таким образом, пациентки с первичным и вторичным бесплодием по-разному оценивают своё состояние на момент анкетирования. Значительно отличается также динамика всех рассмотренных показателей: «самочувствие как причина проблем на работе», «влияние проблемы на работоспособность»,«подавленность в связи с наличием бесплодия», неполноценность существования, как основной критерий качества жизни», «бесплодие как причина раздражительности».

Однако независимо от характера бесплодия, полученные нами данные, указывают на существенное изменение психоэмоционального состояния бесплодных женщин и нарушение адаптации в интерпсихической сфере, что подтверждают наблюдения и других специалистов.