Психологическая иммунная система

Содержание материала

Если нам не удается контролировать себя, то у нас есть тайный союзник, который вовремя помогает нам почувствовать себя лучше или, по крайней мере, не слишком ужасно, независимо от того, насколько плохи наши дела.

Эволюция дает нам защитные механизмы, приходящие на помощь, когда жизнь наносит жестокие удары, с которыми мы не можем справиться, когда наших сил недостаточно, «холодная» система слишком устала, а ошибочное поведение и недолговечные чувства доводят до беды.

Эти механизмы раньше называли защитниками эго, но в начале этого века Дэниел Гилберт из Гарварда совместно с Тимоти Уилсоном из Виргинского университета и другими учеными расширил и пересмотрел представление о них и дал им новое название — психологическая иммунная система.

Она создает «страховочную сетку» для защиты от хронических стрессов и укрепляет наши силы настолько, чтобы мы могли справляться с крайне неприятными новостями — например, об обнаружении у нас онкологического заболевания, крахе пенсионного фонда, предстоящем увольнении или внезапной смерти близкого человека.

Биологическая иммунная система защищает нас от болезней, а психологическая снижает уровень стресса и помогает избегать депрессии.

Она поддерживает биологическую иммунную систему, и обе непрерывно взаимодействуют, чтобы мы были здоровы и улыбались, даже когда жизнь к нам особенно строга.

Защита самоуважения: повышение самооценки

Психологическая иммунная система находит способы, помогающие нам избегать ненависти к себе за плохие результаты и хвалить себя за хорошие. Она позволяет нам возлагать ответственность за наши плохие результаты на правительство, нерадивых чиновников, завистливых коллег по работе или неподконтрольные нам обстоятельства. Она помогает спокойно спать ночью после неприятного эпизода на работе, когда коллеги назвали предложенную вами на встрече идею рецептом катастрофы.

«Хорошо, — думаете вы, — возможно, идея не была блестящей, но мой промах простителен, потому что у меня страшно болела голова». В этой ситуации уместно вспомнить слова социального психолога Эллиота Аронсона, который вынес их в название своей книги, написанной совместно   с   Кэрол   Теврис:   «Ошибка  была   допущена (но не мной)».

Психологическая иммунная система защищает ваше представление о том, что вы добрый, умный и достойный человек. Если вы не слишком подавлены или расстроены, она позволит вам смотреть на себя как на человека, имеющего больше положительных и меньше отрицательных качеств, чем большинство ваших коллег. Но она не универсальна: вы можете считать себя умным человеком в целом, но не разбирающимся в технике или способным проявлять самоконтроль на работе, но не в вопросах потребления шоколада. Тем не менее, когда люди оценивают себя на основе разработанной Шелли Тейлор анкеты «Каким я вижу себя», которая учитывает 21 человеческое качество, включая «жизнерадостность», «способность к наукам», «уверенность в своих умственных силах», «чувствительность к потребностям других людей» и «желание добиваться цели», то 67-96% считают себя выше коллег. Дэвид Майерс, социальный психолог из колледжа Хо-упа, верно ухватил суть многочисленных исследований самооценки людей.

По данным обследования 829 тыс. старшеклассников, проведенного силами колледжа, ни один из них не оценил себя ниже среднего уровня по «способности ладить с другими»; 60% включили себя в 10% лучших по этому показателю, а 25% — в 1% лучших. По сравнению с нашим среднестатистическим сверстником мы считаем себя более умными, более симпатичными, менее предубежденными, более нравственными, более здоровыми и, вероятно, способными жить дольше. Этот феномен нашел отражение в известном анекдоте Фрейда о человеке, который однажды сказал жене: «Если кто-то из нас умрет, то я перееду жить в Париж».

Девять из десяти автомобилистов демонстрируют уровень вождения выше среднего — так они думают. Обследование на факультете колледжа показало, что 90% сотрудников оценивают себя выше «среднего» коллеги. Когда мужья и жены оценивают процентный вклад каждого из них в выполнение домашней работы или члены команды оценивают свой вклад в общий успех, то их суммарные самооценки обычно намного превышают 100%.

Но все не могут быть выше среднего уровня. Важно узнать, полезна или вредна для нас такая завышенная самооценка. Нужно ли нам приветствовать ее, давать ей позитивное название вроде «самоутверждения», радостно наблюдать ее проявление у наших детей и не подвергать внутренней цензуре? Или это невротический механизм, защитная система, которую нужно подавлять, чтобы смотреть на себя более объективно? Неудивительно, что в соответствии с сутью самого этого феномена сторонники обеих точек зрения страстно доказывают правильность своих взглядов и ошибочность взглядов оппонентов. Шелли Тейлор и ее коллеги исследовали влияние самоуважения в серии экспериментов, начатых в конце 1990-х и продолжающихся по сей день, и полученные ими результаты привнесли в этот спор новые аргументы. Тейлор и ее команда показали, что люди с высокой самооценкой, то есть выше оценивавшие себя в сравнении с окружающими, имеют более низкие уровни хронического биологического стресса. С биологической точки зрения это во многом объясняется действием гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы (ГГНС), которая регулирует в нашем организме очень многое: от переваривания пищи и температуры тела до настроения, сексуальности, физической энергии и работы биологической иммунной системы. ГГНС также сигнализирует, насколько хорошо или плохо вы реагируете на стрессы и травмы. Люди с высокой самооценкой имеют более здоровые показатели работы ГГНС, чем с низкой. Они могут эффективнее сдерживать «горячую» систему при реагировании на угрозы, потому что их успокаивающая парасимпатическая активность повышается, как и уровень комфорта. Это ослабляет стресс, переводя людей с высокой самооценкой в состояние, больше льстящее их самолюбию, в котором они могут восстанавливать силы, а не оставаться в напряжении перед следующей битвой — с дикими гиенами, как во времена наших далеких предков, или современным вариантом этих хищников.

Эти открытия противоречат традиционным представлениям многих психотерапевтов, согласно которым позитивные иллюзии и завышенные самооценки служат защитными инструментами для игнорирования негативных личностных характеристик и являются признаками самовозвеличивания и невротического нарциссизма, а усилия по подавлению негативных качеств сопряжены с большими биологическими издержками. Фактически же состояние позитивного мысленного самоутверждения, включая позитивные иллюзии (пока они не превращаются в предельные искажения реальности), улучшает наши физиологические и нейроэндокринные функции и способствует снижению стресса.

Реалисты, которые оценивают себя более объективно, меньше уважают себя и больше страдают от депрессии, а также обычно менее психически и физически здоровы. А многие более здоровые склонны воспринимать себя с восторгом, пусть и неоправданным.

Есть очевидные параллели между работой психологической и биологической иммунных систем. Обе идут нам во благо, но могут принести вред, если будут действовать с чрезмерной или, напротив, недостаточной нагрузкой. Каждая из них, как отмечает Дэниел Гилберт, должна поддерживать баланс между двумя конкурирующими потребностями. Биологическая иммунная система выявляет и убивает «пришельцев», таких как вирусы, но при этом не должна уничтожать здоровые клетки организма. А для нашего самоуважения полезно, если психологическая иммунная система заставит вас думать, что вы лучше большинства. Но если вы решите, что вы вообще лучше всех, то это уже другая история.

Даже если психологическая иммунная система успешно обеспечивает баланс между завышением самооценки и реализмом, то она часто заставляет нас неверно предсказывать, как мы будем себя чувствовать, если с нами произойдет что-то ужасное. Если нас попросят представить себе, как мы будем чувствовать себя при параличе нижних конечностей, то мы, скорее всего, ощутим себя крайне несчастными, как показали Гилберт и другие исследователи. Если это действительно произойдет с нами, то, к счастью, наша психологическая иммунная система поможет нам не пасть духом, и мы вскоре почувствуем себя намного лучше, чем предполагали. Недостаток этой системы — слабая способность предсказывать наше будущее счастье, а достоинство — хорошая способность помогать нам выживать в трудных обстоятельствах.

Но что происходит, когда психологическая иммунная система нас подводит ?