Если нет непосредственной опасности для жизни (пожар, угроза обрушения здания, остановка сердца и т.д.), то пострадавшего, у которого нельзя исключить травму спинного мозга, вначале нужно должным образом уложить на спинальной доске (щите) или обездвижить с помощью фиксатора и только после этого перемещать из того положения, в котором он был обнаружен.
Фиксаторы (рис. 2.1, см. слева) представляют собой короткие щиты, к которым можно зафиксировать спину пострадавшего, сидящего в автомобиле, в то время как его голова и шея удерживаются в нейтральном положении (руками другого медицинского работника или с помощью жесткой воротниковой шины). В некоторых случаях снимают крышу автомобиля или складывают задние сидения, чтобы через заднее окно можно было продвинуть под пострадавшего длинную доску.
Рис. 2.1. Воротниковая шина. Пострадавший в момент извлечения из транспортного средства с использованием полужесткого воротника и фиксатора Кендрика.
Спинальную доску (рис. 2.2) также можно просунуть через открытую боковую дверь автомобиля в косом направлении, однако это требует скоординированных действий и предварительной тренировки членов бригады, потому что пострадавшего нужно осторожно перевалить на доску, не допуская скручивания позвоночника, а затем уложить на спину. Фиксаторы не обеспечивают надежной иммобилизации таза и поясничного отдела позвоночника, но их можно не снимать при перемещении на доску.
Рис. 2.2. Спинальная доска с валиками для головы и фиксирующими лентами
Чтобы предотвратить движения в шейном отделе позвоночника, наряду с фиксатором или доской обязательно нужно использовать жесткую воротниковую шину правильно подобранного размера. Если нет воротниковой шины подходящего размера, следует фиксировать голову и шею руками.
Маленьких детей удобно привязывать к детскому сиденью — между головой и боковыми подушечками сидения при необходимости размещают дополнительные прокладки, а голову ребенка фиксируют с помощью налобной ленты.
Рис. 2.3. Раздвижные носилки
Если пострадавший лежит свободно, его желательно переворачивать вчетвером: один отвечает за голову и шею (он и руководит перекатом), второй - за плечи и грудную клетку, третий - за бедра и живот, четвертый - за ноги. Вначале придают позвоночнику правильное нейтральное положение, а потом перекатывают пострадавшего, как бревно, чтобы подложить под него доску. Существует и другой способ переноса на доску - с помощью раздвижных носилок, которые осторожно смыкают вокруг тела пострадавшего (рис. 2.3).
Положение головы относительно горизонтальной плоскости (сгибание-разгибание) зависит от возраста. У детей младше 8 лет голова относительно велика и выступает затылок, что приводит к сгибанию шеи, если ребенок лежит на плоской поверхности. Это нежелательное сгибание устраняется при использовании детской доски, которая снабжена подкладкой под грудную клетку (рис. 2.4).
Рис. 2.4. У маленьких детей крупная голова с выступающим затылком, поэтому пребывание лежа на доске опасно для них сгибанием шейного отдела позвоночника (а). Это сгибание можно устранить, подложив мягкую подкладку под лопатки (б)
У пожилых пострадавших, наоборот, иногда имеется грудной кифоз, в этом случае между затылком и спинальным щитом нужно положить подушку, чтобы избежать переразгибания. Иными словами, правильная укладка обязательно должна обеспечивать нейтральное положение головы относительно горизонтальной плоскости у каждого пострадавшего в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей. Например, нельзя принудительно добиваться разгибания при фиксированном сгибании шейного отдела позвоночника, обусловленном анкилозирующим спондилоартритом.
Маленьких детей уложить на доску часто не удается. Вместо нее можно использовать вакуумную шину (предназначенную для ноги взрослого), которую оборачивают вокруг ребенка как вакуумный матрац (см. ниже). Иногда в тех случаях, когда ребенок неуправляем или очень испуган, его лучше транспортировать на руках медицинского сотрудника или одного из родителей, стараясь, насколько возможно, поддерживать позвоночник в нейтральном положении.
Пострадавших в сознании или с установленной эндотрахеальной трубкой транспортируют в положении на спине. Неинтубированых больных в бессознательном состоянии следует транспортировать в положении на боку; это достигается поворотом набок доски, к которой пострадавший должен быть пристегнут несколькими лентами. Чтобы предотвратить движения в шейном отделе позвоночника, помимо жесткой воротниковой шины нужно использовать мешочки с песком или валики, которые фиксируются с помощью ленты к шине и лбу (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Пострадавший на спинальной доске. Показаны полужесткий воротник, валики и положение фиксирующих лент
Если пострадавший активно сопротивляется фиксации и мечется, то ему не проводят полной иммобилизации головы и шеи, потому что обусловленный ею дискомфорт может спровоцировать резкое движение снизу в шейном отделе позвоночника. В этих случаях ограничиваются жесткой воротниковой шиной и терпеливо уговаривают пострадавшего, чтобы он лежал спокойно. Отсутствие контакта нельзя автоматически относить к воздействию алкоголя, потому что истинной причиной могут быть гипоксия и шок, которые необходимо лечить.
Если транспортировка проводится не на спинальной доске и дыхательные пути не защищены, то целесообразно уложить пострадавшего в модифицированное положение лежа на боку (рис. 1.3 б); позвоночнику придают нейтральное положение, медицинский сотрудник поддерживает пострадавшего в области плеча и бедра. Если нет сопутствующих опасных для жизни травм, то больного со спинномозговой травмой нужно осторожно транспортировать машиной скорой помощи, что обеспечивает комфорт и позволяет избежать дальнейшего повреждения спинного мозга.
Пострадавшего следует доставить в ближайшую крупную больницу, следя за его состоянием в процессе перевозки и уделяя при этом особое внимание основным физиологическим параметрам (АД, ЧСС, частота дыхания, температура тела). При транспортировке голову и шею нужно все время поддерживать в нейтральном положении. Если у неинтубированного пострадавшего, находящегося в положении лежа на спине, начинается рвота, то безопаснее опустить головной конец и с помощью отсоса аспирировать содержимое ротоглотки, нежели пытаться выполнить нескоординированный поворот набок. Если пострадавший прикреплен ремнями к доске, то его может быстро и без какого-либо риска повернуть набок один человек, что является очевидным преимуществом этого приспособления.
Для предотвращения пролежней во время транспортировки из карманов пострадавшего следует вынуть твердые предметы, а под области, где отсутствует чувствительность, кладут прокладки из мягкого материала.
У пострадавших с тетраплегией и высокой параплегией вследствие симпатического паралича нарушена терморегуляция. Они становятся по существу пойкилотермными, и при транспортировке в холодное время года высок риск развития гипотермии. Для профилактики переохлаждения необходимо поддерживать достаточно высокую температуру внутри транспортного средства, а также иметь в наличии одеяла и термопростыни с отражающей поверхностью.
Если травма получена в труднодоступной местности или на большом расстоянии от больницы, то транспортировка вертолетом снижает летальность и риск осложнений. В этом случае следует по возможности доставить пострадавшего в специализированный региональный спинальный центр по предварительной договоренности.
Гранди Д., Суэйн Э. Травма спинного мозга. 2008. С. 15-17.