Биологические ритмы — ритмические изменения физиологических функций, присущие живым организмам. Ритмическая деятельность присуща любой сложной системе, состоящейиз многих взаимодействующих элементов. Последние также обладают ритмичностью, при этом процессы всех элементов, составляющих систему, согласованы между собой во времени — возникает определенный ритм чередования процессов и изменение (повышение или понижение) интенсивности каждого из них.
В результате создается определенная синхронизация различных процессов в системе. В свою очередь, данная система взаимодействует с системой высшего порядка, которой также присущ свой биоритм.
Различают несколько групп ритмических процессов в организме:
- ритмы высокой частоты с периодом от долей секунд до 30 мин (электрические явления в организме, дыхание, пульс и др.);
- ритм средней частоты с периодом от 30 минут до 6 дней (изменения обменных процессов, биологически активных веществ крови и другие процессы, связанные со сменой деятельности и покоя, сна и бодрствования);
- низкочастотные ритмы с периодом колебания от 6 дней до 1 года (овариально-менструальный цикл, недельный, лунный, годичный ритм экскреции гормонов и др.).
В курортологии важное значение имеют сезонные или околосуточные — циркадные ритмы (от лат. cirka — около и dies — день). Их необходимо учитывать при направлении больных и отдыхающих на курорт в контрастные климатические регионы, при назначении лечебных процедур.
Для приспособления к новым условиям среды при перемещении необходимы изменение биоритмов, развитие хронофизиологической адаптации. Этими вопросами занимается биоритмология перемещения — наука, объективно изучающая и количественно оценивающая механизмы биологической временной структуры, включая ритмические проявления жизни, реакцию биоритмов на изменение географического положения организма (Матюхин В. А., 2000).
Сезонные ритмы определяются климатом данного региона. Размах годовых колебаний освещенности зависит от географической широты местности, а также от ряда других географических факторов, связанных с протеканием образующих процессов (атмосферная циркуляция и др.). Перемещаясь с севера на юг или с юга на север, человек попадает в новые условия среды, отличающиеся от прежних характером освещенности и климатопогодными особенностями. Наиболее заметно нарушение различных процессов при переходе с юга на север зимой или летом, т.е. в условия полярной ночи или полярного дня. Сроки сезонов в разных географических широтах не совпадают: когда на юге уже наступает весна, на севере еще бушуют снежные метели; когда человек попадает в другой сезон, нарушается закрепившийся в процессе развития сезонный ритм обменных процессов и физиологических функций. Например, в зимний период стимулируется симпатико-адреналовая система, повышается легочная вентиляция, основной обмен, изменяется его характер в виде усиления липидного обмена и т. д. В летнее время изменения часто носят противоположный характер (Воронин Н. М., 1986; Гаврилов Н. Н., Чкотуа М. Э., 1999).
Суточные ритмы определяются сменой дня и ночи, т. е. характером освещенности. Они изменяются при переезде с севера на юг или с юга на север (особенно зимой и летом), и с запада на восток или с востока на запад. В последнем случае быстрое перемещение (перелет) всегда вызывает более иную реакцию, чем в первом, с севера на юг.
В каждом биоритме различают: период — время, в течение которого изменяющаяся величина совершает полный цикл — число периодов в единицу времени; амплитуду — разность между наибольшим и наименьшим значениями изменяющейся величины (размах); фазу — положение определенной точки кривой по отношению к оси времени (акрофаза — время появления наибольшего значения показателя). При нарушении биоритмов все указанные показатели изменяются.
При перестройке суточной ритмики человека возможно развитие патологических состояний — десинхронозов. Они возникают вследствие значительного нарушения биоритма, вызванного рассогласованием между физиологическими ритмами организма и внешними датчиками времени.
Клинически десинхронозы проявляются утомлением, разбитостью, понижением работоспособности, нарушением сна и бодрствования, деятельности пищеварительного тракта и т. д. При значительных нарушениях суточного стереотипа может развиться неврастенический синдром.
Выраженность изменений биоритмов, скорость их приспособления к новым условиям зависят от ряда факторов. При прочих равных условиях при перелетах с запада на восток, когда биоритмы должны как бы «догонять» местное время, адаптационный период более длительный, чем при перелетах с востока на запад, когда биоритмы человека как бы «опережают события» и должны «ожидать», когда их «должны ожидать», когда их «догонит» местное время (Ка-тинас Г. С, Моисеева Н. И., 1999).
При этом важное значение имеет место постоянного жительства человека, характер установившегося биоритма. В этих случаях при возвращении в привычные условия биоритмы перестраиваются быстрее, чем при переходе в новые условия, вне зависимости от направления перемещения. Так, у жителей Сибири при перелете в Крым новый суточный стереотип устанавливается медленно, носит «рыхлый» характер, а после перелета обратно он быстро разрушается и восстанавливается прежний ритм. Немаловажную роль играют расстояние, на которое перемещается человек, скорость перемещения. По мнению ряда авторов, при пересечении 2—3 часовых поясов десинхронозы не развиваются (Евуихевич А. В., 1997), другие отмечали развитие десинхронозов при сдвиге на 2 часа (Степанова С. И., 1995). Быстрое перемещение оказывает более выраженное влияние на биоритмы, чем медленное.
Изменение биоритмов является сильной, стрессовой нагрузкой не только для больных, у которых приспособительные механизмы обычно ослаблены, но и для здоровых. В связи с этим необходимо принимать меры для ускорения хронофизиологической адаптации с учетом индивидуальных особенностей биоритмов человека.
По положению максимума активности различают ритмы с утренней («жаворонки») и вечерней («совы») временной организацией.
«Совы» несколько легче, чем «жаворонки», адаптируются к задержке датчика времени перелет на запад), так как в этом случае сутки удлиняются и требуется активность в период, соответствующий вечерним часам по местному времени.
«Жаворонки» несколько легче, чем «совы», адаптируются к опережению датчика времени (перелет на восток). При этом немаловажное значение имеют психофизиологические особенности человека. Лица с преобладанием тонуса парасимпатической вегетативной нервной системы, имеющие устойчивые ритмы, адаптируются хуже, чем лица с преобладанием тонуса симпатической части, пожилые люди — тяжелее, чем молодые (Матюхин В.А., 2001).
Хронофизиологическую адаптацию можно ускорить. Так, для более быстрого засыпания рекомендуются теплые ванны, успокаивающие упражнения и самовнушение, снотворные, не вызывающие последействия и не нарушающие структуру сна (эуноктин, квиадон). Для сохранения бодрости рекомендуют прогулки и физические нагрузки. Умеренные физические нагрузки способствуют нормализации и синхронизации суточных ритмов, тогда как гипокинезия приводит к их уплощению и сдвигу на более поздние часы.
Рекомендуются различные адаптогены (женьшень, элеутерококк, золотой корень и др.). Для перелета через 2—4 часовых пояса рекомендуются утренние и дневные часы, через 6-8 часовых поясов — вечернее время..
На протяжении всего периода хронофизиологической адаптации необходим строгий медицинский контроль.
Учитывать биологические ритмы необходимо и в период лечения. Хронофармакология как раздел хронопатологии и фармакологии исследует эффект влияния лекарственных веществ в зависимости от времени и применения, а также из временной (ритмической) структуры организма под влиянием соответствующих воздействий. Здесь также уместно говорить о хронотерапии, т. е. о таком применении лечебных мероприятий, которое обеспечивает наибольший лечебный эффект благодаря учету биоритмов.
Медицинская реабилитация. / Под ред. В. М. Боголюбова. Книга I.
- М.: Бином, 2010. Глава 4. Природные физические факторы, используемые для реабилитации. - 4.1. Климатические факторы. - Физиологические механизмы влияния климата на организм. - С. 58-60.